Меню  

История музыки
Музыкальные жанры
Музыкальные инструменты
Вопрос-ответ
Друзья сайта
 
 
           
              
Главная
Статьи  Пишите нам  Гостевая книга
 
 
 
 

Клод Дебюсси (1862-1918)

 

В музыкальной культуре Франции конца XIX -начала XX века трудно найти композитора, оказавшего столь существенное влияние на формирование нового стиля, как Клод Ашиль Дебюсси.

Родился композитор 22 августа 1862 года в предместье Сен-Жермэн-ан-Лэ близ Парижа. Он был старшим из пяти детей в семье мелкого лавочника. В буржуазных семьях конца XIX века было принято давать детям начальное музыкальное образование, и в четыре года маленького Клода отдали учиться музыке у пожилого итальянца Черутти, а с 1871 года он стал заниматься с мадам Антуанеттой-Флорой Моте (тещей поэта Верлена) - ученицей Шопена. Именно она привила своему одаренному ученику огромную любовь к музыке и посоветовала родителям мальчика отдать его в Парижскую консерваторию.

Там он обучался игре на фортепиано у А.Ф. Мармонтеля и проходил курс теории музыки у А.Лавиньяка, Э.Дюрана и О.Базиля. Именно в классе сольфеджио и гармонии у молодого композитора появился интерес к новым гармоническим оборотам и сложным ритмам. Композиции молодой Дебюсси учился у профессора Эрнеста Гиро и в студенческие годы под его руководством создал свои первые произведения: вокальные сочинения «Чудный вечер» на стихи Поля Бурже и «Мандолину» на слова Поля Верлена.

В годы обучения в консерватории Дебюсси знакомится с Надеждой  фон Мекк, известной русской миллионершей и меценаткой, близкой подругой Петра Чайковского, по приглашению которой в 1879 году совершает свое первое заграничное путешествие по Западной Европе. Вместе с фон Мекк они посетили Флоренцию, Венецию, Рим и Вену. Во время этого путешествия перед молодым композитором открываются новые музыкальные горизонты.
В Вене Дебюсси впервые услышал музыкальную драму Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», оказавшую сильнейшее влияние на все его творчество. После путешествия по Европе Дебюсси предпринял свою  первую поездку в Россию, где выступал на «домашних концертах» фон Мекк. Здесь он впервые узнал творчество таких великих русских композиторов, как Чайковский, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков.

Вернувшись в Париж, Дебюсси продолжил обучение в консерватории, а с 1883 года начал принимать участие в композиторских конкурсах. В 1884 году Дебюсси был удостоен Большой Римской премии за кантату «Блудный сын» и в 1885 году переехал на виллу Медичи вместе с другими лауреатами для обучения во Французской Академии изящных искусств в Риме.

 

Все это время молодой композитор находился в поисках новых гармонических и мелодических структур. «Гармония в таком виде, как ее преподают в консерватории, представляет собой напыщенно-смешной способ организации звуков, - писал впоследствии Дебюсси. -
Единственным судьей гармонии может быть только вкус».

Дебюсси играет оперу «Борис Годунов»
Мусоргского. 1893 год.

В процессе обучения в Академии лауреаты отправляли в Париж свои произведения, которые рассматривались там специальным жюри, и через несколько месяцев после приезда в Рим, Дебюсси, согласно традиции, отправил в Париж свое первое  «римское послание» - симфоническую оду «Зулейма» на слова Г.Гейне. А еще через год - двухчастную сюиту для хора (без слов) с оркестром «Весна» на сюжет знаменитой картины Боттичелли. Спустя некоторое время пришел официальный отзыв из Академии на «Весну»: «Дебюсси обнаруживает преувеличенное чувство музыкального колорита, которое заставляет его забыть важность четкого рисунка и формы. Он должен особо остерегаться расплывчатого импрессионизма, столь опасного врага правды в произведениях искусства». Это заявление не только показывает нам отношение к творчеству композитора, но интересно также и тем, что в нем впервые прозвучало упоминание термина «импрессионизм» по отношению к музыке. Произведения, созданные композитором в Риме, были еще далеки от зрелого стиля композитора, но они уже несли в себе новаторские черты, которые обнаружили себя, в первую очередь, в колористическом гармоническом языке и оркестровке.

1-2-3

Cайт был полезен, порекомендуйте его другим  

 

Композиторы
Россия

Бортнянский
Верстовский
Варламов

Гурилев
Алябьев
Глинка
Мусоргский
Римский-Корсаков
Даргомыжский
Бородин
Рубинштейн
Чайковский

Скрябин

Австрия

Гайдн
Моцарт

Шуберт
Малер

Германия

Гендель
Глюк
Бах
Бетховен
Вебер
Мендельсон
Шуман
Штраус Рихард

Италия

Чимароза
Сальери
Клементи
Виотти
Керубини
Паганини
Перголези
Верди

Вивальди

Россини
Пуччини

Леонкавалло

Испания

Альбенис

Франция

Дебюсси
Берлиоз
Гуно

Бизе

Массне

Финляндия

Сибелиус

Венгрия
Лист
Барток

Легар
Польша
Шопен
Монюшко

Чехия
Сметана
Яначек
Бразилия
Вила-Лобос

Норвегия

Григ
Качаем

 
 
 
 


©
2009-2011 Музыка.
Классическая музыка
Музыкальные стили и жанры.
Музыкальные инструменты.