Меню  

История музыки
Музыкальные жанры
Музыкальные инструменты
Вопрос-ответ
Друзья сайта
 
 
           
              
Главная
Статьи  Пишите нам  Гостевая книга
 
 
 
 

Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ 1844—1908

 

Римский-Корсаков — крупнейший представитель русской и мировой музыкальной классики — оставил огромное творческое наследие. Оно включает 15 опер, 3 симфонии (вторая, программная — «Антар», 1868), ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шсхерезада», 1888 и «Испанское каприччио», 1887), многочисленные романсы й другие произведения.

Композитору, занимавшемуся также научной, педагогической и литературной деятельностью, принадлежат два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального .искусства.

Характернейшие черты творческой индивидуальности Римского-Корсакова наиболее полно раскрылись в его оперном творчестве, проникнутом горячим интересом к национальным чертам духовного облика русских людей, к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа.

В операх Римского-Корсакова широко использованы мотивы народных былин и сказок, музыка их вырастает из русского песенного фольклора. В них воплощена мысль о красоте и несокрушимом могуществе народной жизни.

Народные сцены этих опер насыщены буйной силой, энергией, яркими и глубокими чувствами. Оттеняющие их фантастические образы пленяют богатством многоцветной оркестровой живописи, феерическими звучаниями, волшебными переливами гармонических красок и ритмов.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге.

В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее — А. П. Бородин Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество. Наиболее значительными произведениями этого периода явились симфоническая картина «Садко» (1867) и опера «Псковитянка» (по одноименной драме Л. Мея, 1872), посвященная драматическим событиям русской истории в трагическую эпоху Ивана Грозного.
 

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий. Совершенствование композиторского мастерства и пристальное изучение русской народной песни привели к созданию опер «Майская ночь» (по Гоголю, 1879) и «Снегурочка» (по Островскому, 1881), в которой отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

Период наиболее интенсивного творчества начинается в 1889 году созданием фантастической оперы-балета «Млада».

За ней последовали опера-колядка «Ночь перед Рождеством» (по Гоголю, 1894), опера-былина «Садко» (1895—1896), лирические оперы «Боярыня Вера Шелога» (одноактная; пролог к «Псковитянке», 1898) и «Царская невеста» (по Л. Мею, 1898).

На рубеже XX века внимание композитора вновь привлекает опера-сказка, но под воздействием новых настроений в русском обществе она приобретает иной, чем прежде, идейный смысл. Ирония в изображении незадачливого царя в «Сказке о царе Салтане» (по Пушкину, 1899) уступила место зловещей политической аллегории в «осенней сказочке» «Кащей Бессмертный» (1902), а затем едкой, зло бичующей сатире «Золотого петушка» (по Пушкину, 1907). К последнему периоду творчества Римского-Корсакова относится также драматичная опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (.1903), повествующая о древних событиях эпохи татарского нашествия.

Римский-Корсаков умер 8 (21) июня 1908 года в усадьбе Любенск под Петербургом.

 

 

 

 

 

Композиторы
Россия

Бортнянский
Верстовский
Варламов

Гурилев
Алябьев
Глинка
Мусоргский
Римский-Корсаков
Даргомыжский
Бородин
Рубинштейн
Чайковский

Скрябин

Австрия

Гайдн
Моцарт

Шуберт
Малер

Германия

Гендель
Глюк
Бах
Бетховен
Вебер
Мендельсон
Шуман
Штраус Рихард

Италия

Чимароза
Сальери
Клементи
Виотти
Керубини
Паганини
Перголези
Верди

Вивальди

Россини
Пуччини

Леонкавалло

Испания

Альбенис

Франция

Дебюсси
Берлиоз
Гуно

Бизе

Массне

Финляндия

Сибелиус

Венгрия
Лист
Барток

Легар
Польша
Шопен
Монюшко

Чехия
Сметана
Яначек
Бразилия
Вила-Лобос

Норвегия

Григ
Качаем

 
 
 
 


©
2009-2011 Музыка.
Классическая музыка
Музыкальные стили и жанры.
Музыкальные инструменты.