Меню  

История музыки
Музыкальные жанры
Музыкальные инструменты
Вопрос-ответ
Друзья сайта
 
 
           
              
Главная
Статьи  Пишите нам  Гостевая книга
 
 
 
 

Леош Яначек (1854-1928)

Чешский композитор, дирижер, педагог Леош Яначек родился в 1854 году. Музыкальноеобразование получил в консерваториях Праги, Вены, Лейпцига. Его стиль оформился под влиянием народного фольклора и чешских классических традиций. Значительное воздействие оказало на него и русское искусство: несколько раз приезжал в Россию и даже изучил русский язык. Композитор прекрасно знал русскую литературу. Он написал симфоническую рапсодию «Тарас Вульба» (по Н. Гоголю), оперы «Катя Кабанова» (по «Грозе» А. Островского) и «Из мертвого дома» (по Ф. Достоевскому), а также трио и квартет, в которых отразились впечатления от «Крейцеровой сонаты» Л. Толстого. В конце 1890-х годов по инициативе Яначека в Врно был основан «Русский кружок», ставший центром изучения классической литературы и искусства России.
Свою творческую деятельность Яначек начал на родине, в Врно ( Моравия). Композитор внимательно изучал моравский фольклор, он выпустил сборник, в который вошли обработки народных мелодий. Кроме того, музыкант являлся организатором «Моравских народных праздников» (1895), помогавших распространять лучшие произведения народного песенного творчества. В этот же период Яначек преподавал музыку в учительском институте.
Известность в Чехии пришла к композитору в 1904 году, а в 1916 году, после успешной премьеры оперы Яначека «Ее падчерица» в Пражском театре, о музыканте узнали в других странах.
Необыкновенно активный и деятельный, Яначек принимал участие в международных фестивалях, музыкальных праздниках. Он был талантливым педагогом и после окончания Второй мировой войны занимался преподавательской деятельностью в Врно, а позднее — в Праге. Композитор являлся членом многих зарубежных академий и общественных организаций.
Яначек работал в самых разных жанрах, он создавал оперы, симфонические и камерные произведение, хоры, обработки народной музыки. Кроме того, композитор написал целый ряд теоретических трудов.
Первый успех Яначеку принесли ««аппские танцы» для симфонического оркестра (1889-1890), отразившие воспоминания детства и юности музыканта. Характерные черты этого произведения — тонкий юмор, очаровательные лирические эпизоды, в которых звучат интонации моравских песенных мелодий. Хотя «Лашские танцы» написаны: в романтическом стиле, они свидетельствуют о яркой индивидлуатности композитора, самостоятельности его мышления. Весь цикл, представляющий собой картинки народной жизни, состоит из шести частей: два «Стародавних» танца (комический и лирический), «Праздничный», «Дымак» и «Пилки» (оба представляют собой веселые жанровые танцевальные сцепки), живой и энергичный ««еладенский» танец.
В 1918 году Яначек завершил работу над симфонической рапсодией «Тарас Вульба». О замысле этого произведения, задуманного еще в 1905 году, композитор писал:: «Из-за слов „Не найдутся на свете такие огни, такие муки, которые сломили бы силу русского народа" — из-за этих слов, падающих в горячие искры, в пламень костра, на котором окончил свою жизнь прославленный атаман казацкий Тарас Вульба (третья часть и заключение), сочинил я эту рапсодию по повести, написанной н.. В. Гоголем».
Рапсодия, состоящая из трех картин («Смерть Андрея», «Смерть Остапа» и «Смерть Тараса»), поражает своей мощью и драматизмом, хотя ее стиль, несколько изощрённый и экспрессивный, не совсем соответствует ясности и величавой простоте эпического произведения Н. Гоголя. Лишь завершающие эпизоды: рапсодии, в которых слышатся торжественные звучания колокола, переносят слушателя в образный мир, созданный велпиким русским писателем.
В 1919 году Яначек начал работу над вторым произведением на сюжет из русской литературы — оперой «Катя Кабанова» (1921), в основе которой лежат речевые и песенные интонации. Написано это произведение в декламационно-речитативной манере.
В некоторых эпизодах оперы: есть элементы, напоминающие о русском песенном творчестве (оркестровое вступление, песня Кудряша идр.). И все же основу произведения составляет речевая, а не песенная интонаптия. Его гармония тональна, ей свойственно использование быстро меняющихся сочетаний и внезапных сдвигов, и в то же время — применение статичных конструкций, опирающиеся на одну и ту же гармонию

1-2-3

 

 
Cайт был полезен, порекомендуйте его другим  

 

Композиторы
Россия

Бортнянский
Верстовский
Варламов

Гурилев
Алябьев
Глинка
Мусоргский
Римский-Корсаков
Даргомыжский
Бородин
Рубинштейн
Чайковский

Скрябин

Австрия

Гайдн
Моцарт

Шуберт
Малер

Германия

Гендель
Глюк
Бах
Бетховен
Вебер
Мендельсон
Шуман
Штраус Рихард

Италия

Чимароза
Сальери
Клементи
Виотти
Керубини
Паганини
Перголези
Верди

Вивальди

Россини
Пуччини

Леонкавалло

Испания

Альбенис

Франция

Дебюсси
Берлиоз
Гуно

Бизе

Массне

Финляндия

Сибелиус

Венгрия
Лист
Барток

Легар
Польша
Шопен
Монюшко

Чехия
Сметана
Яначек
Бразилия
Вила-Лобос

Норвегия

Григ
Качаем

 
 
 
 


©
2009-2011 Музыка.
Классическая музыка
Музыкальные стили и жанры.
Музыкальные инструменты.